Skip to main content
славянский стиль в одежде

Славянский стиль в одежде

 

славянский стиль в одежде

славянский стиль в одежде

Славянский стиль и его актуальность — явление, которое сложно назвать новым. Еще в начале прошлого века, благодаря первой волне русской эмиграции в Европе он получил широкое распространение. Самобытность стиля, его колорит, утонченность и изысканность покорила многих известных дизайнеров. Одежда в русском стиле стала предметом восхищения и поклонения.

Славянский стиль: сегодня, завтра и вчера

В начале прошлого века началось триумфальное шествие славянского стиля по миру. Европейские модницы были зачарованы эффектным кроем, роскошью декора одежды, ее броскими расцветками. «Русские сезоны», спектакли балетной труппы Дягилева проходили с неизменным аншлагом, что неудивительно — представления в полной мере раскрывали самобытность и красоту национального костюма.

Некоторые историки моды убеждены, что так называемая «русская эра» в Европе началась именно в 1909 году, когда с триумфом прошел первый сезон представлений Дягилевской труппы. Увлечение европейцев русской культурой было похоже на помешательство — черты славянского стиля можно было увидеть в оформлении интерьера квартир, гостиниц, кафе, ресторанов. К ярким приметам того времени можно отнести популярность цыганских ансамблей, экзотических чаепитий с самоваром, и, безусловно, русской одежды — мужские косоворотки и уникальные женские кокошники вызывали в Европе особый восторг. Известно, что обладательницами кокошников были многие европейские дивы, в том числе, Грета Гарбо.

В течение десяти лет в Париже было открыто сразу несколько домов моды, которые специализировались исключительно на одежде в русском стиле. Во главе модных домов вставали бывшие русские подданные. Широкую известность имел дом мод «ИрФе» Юсуповых, «Поль Каре», а также «Китмир», которым руководила княжна Романова. Под ее началом работали талантливые вышивальщицы, великолепно знавшие не только традиции этого рукоделия, но и его секреты.

Краткий экскурс в историю костюма

lookbook_2Говоря о славянском стиле в одежде, невозможно обойти вниманием русский национальный костюм. Известно, что его предметы выполнялись из разных материалов. В качестве основы использовался лен, так называемые посконные ткани, натуральный шелк, бархат, сукно. Выбор материала определялся, как правило, достатком мужчин и женщин, а также положением, которое они занимали в обществе. Представители знати могли позволить себе одежду из дорогих заморских тканей.

Самобытность русского национального костюма заключалась в деталях. Среди них — цвет одежды. Выбирались, преимущественно, яркие гаммы — розовые, голубые, красные, малиновые, синие, белые. В соответствии с описями московской Оружейной палаты, в русской одежде преобладали и довольно насыщенные оттенки. Вот лишь некоторые из них: лазоревый, брусничный, багряный, маковый, осиный. Что касается черных тканей, то они, судя по историческим документам, появились несколько позднее. Примечательно, что символом траура черный цвет в одежде стал не сразу — это произошло только в XVII веке.

Невозможно обойти вниманием и украшения, которые считались одной из основ русского национального костюма. Одежда украшалась разнообразными вышивками, ювелирными пуговицами, воротниками специального кроя («ожерельями», «оплечьями»), а также зарукавьями (поручами). Очень интересны такие элементы, как запоны, имевшие вид пряжек, выполнявшихся из металла. Материалы отделки определялись достатком человека. Одежда без каких-либо украшений называлась «чистой», а одежда с украшениями — «снарядом».

DSC09211Историки моды особенно выделяют пуговицы, считая их центральным элементом декора русского национального костюма. Пуговицы в русском костюме выполнялись из разнообразных материалов, они могли иметь любые размеры и формы. Чаще всего встречались пуговицы из дерева, которые обшивались красивой тканью, декорировались золотом, серебром или жемчугом. Роскошные алмазные пуговицы появились в период правления царя Алексея Михайловича.
Пуговицы, выполнявшиеся из металла, декорировались не только драгоценными камнями, но и финифтью, золотом. Металлические пуговицы имели определенные, но разнообразные формы, подчас достаточно оригинальные.

В качестве декора русского национального костюма использовались нашивки. Их число соответствовало количеству пуговиц на одежде. Встречались нашивки, украшенные кистями. Позднее название таких элементов поменялось — они стали называться петлицами, а еще раньше — образцами. Выполнялись они из тесьмы определенной длины и ширины. Нашивки располагались с обеих сторон. Знатные люди носили одежду с золотыми нашивками.

Русский традиционный костюм XXI века

Русский традиционный костюм XXI века

Ожерелье — еще один распространенный элемент декора русской национальной одежды. Ожерельями или оплечьями назывались съемные воротники, которые выполнялись из парчи, бархата, других дорогих тканей. Их носили с верхней одеждой, кафтанами.
Мужские костюмы украшались эффектными рукавицами с вышивкой. Что касается перчаток, то в русском костюме они появились в XVI веке. Мужчины носили кушаки, пояса с сумками — калитами. Ближе к началу XVII века в гардеробе мужчин появились козыри — высокие воротники.

Уникальные черты славянского стиля

Среди того, что славянский стиль привнес в мировую моду, можно отметить особый декор, изысканность и утонченность которого покоряет с первого взгляда. Внимания заслуживает вышивка бисером, цветными нитями, драгоценными и полудрагоценными камнями, атласными лентами. Современные мастера бережно восстанавливают забытые технологии, хранят уникальные традиции. Одежду в славянском стиле нередко украшают роскошные узоры, о значении которых едва ли можно догадаться сегодня, спустя столетия забвения. Однако орнаменты по-прежнему вдохновляют и завораживают.

Кружево — еще один элемент декора одежды в славянском стиле. Это его отличительная особенность, «визитная карточка». Такой декор и сегодня делает любой предмет гардероба уникальным.
Прямой крой — характерная особенность славянского стиля. В соответствующих фасонах всегда выдерживались элементы национального женского костюма — рубашки, сарафаны, платья.
Натуральные материалы — одна из традиций, которая неукоснительно соблюдается. Безусловно, в наши дни дизайнеры, работающие над одеждой в славянском стиле, используют и современные ткани, однако они стараются выбирать материалы идентичной или, как минимум, похожей фактуры.

Славянский стиль и современность

Славянский стиль не мог не претерпеть изменений. Кутюрье адаптируют его к современным реалиям, трендам, и следует признать, что это получается у них замечательно. Безусловно, наиболее полным образом раскрыть красоту русского костюма могут только отечественные модельеры, в то время, как западные дизайнеры работают в направлении a la russe. К нему они относят, в том числе, и славянские мотивы, не делая между ними различий и не углубляясь в их детальное изучение.

Стилисты подчеркивают, что вовсе не обязательно строго следовать всем канонам и полностью воссоздавать старинные костюмы. Вполне достаточно бывает придерживаться основы и выбирать буквально пару-тройку черт, делающих акцент на особенностях славянского стиля. Пример — просторная рубашка из натурального хлопка, украшенная мелким цветочным принтом и обязательным косым воротом. В качестве акцентов могут использоваться пояса, имеющие вид шнурков, тесьма, принты в виде узнаваемого славянского узора. Беспроигрышный вариант — комбинация красного и белого цвета в вышивке. Но так же не надо бояться совмещать классический вечерний наряд и венец в русском стиле

фото

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован.

Славянский стиль в одежде