Skip to main content

«Возродить традиции Российской империи в одежде…».

 

Русская Свадьба

Русская Свадьба

«Возродить традиции Российской империи в одежде…». Беседа с главой Дома русской одежды
Валентина Аверьянова — основательница и глава Дома русской одежды Валентины Аверьяновой, который специализируется на создании одежды в народном стиле для современных людей. Коллекции Дома русской одежды разрабатываются с опорой на традиционный крой одежды, в них используется традиционная вышивка, кружева в старинном стиле, натуральные ткани. Публикуем беседу с модельером.

Валентина Аверьянова на балу Русской школы Марии Аверьяновой

Валентина Аверьянова на балу Русской школы Марии Аверьяновой

***

— Существуют ли у каждого времени свои особенности — и как, на ваш взгляд, они отражаются на одежде?

— Каждая эпоха с ее духом, колоритом, событиями, политикой, экономикой, войнами или мирной спокойной жизнью отражается на одежде, стиле и моде. Существует исследование на тему закономерностей изменения моды во время экономических и политических изменений в мире. В двадцатом веке длина юбок укорачивалась, плечи обнажались на фоне стремительных политических и экономических изменений. Обнажение женщины было как крик о продолжении жизни в ее животворящих энергиях, и нежелание смиряться с тяготами реальности. В 1920 года подолы укоротились, но как только ситуация на фондовом рынке стабилизировалась, то обнажать тело стало не модным. На Западе окончание второй мировой войны, трудами Кристиана Диора линии одежды и длина юбок вновь обрели гармонию.

— Как вы понимаете выражение «стильно одеваться»?

— Человек, учится, развивается, наслаждается красотой, природой, картинами… все прекрасные моменты жизни отражаются на душе и сердце. Душа питается красотой мира. И, человек, наполненный красотой, хочет отразить эту гармонию в своем облике. Стильный мужчина или женщина имеют представление о красоте, и сообщают ее через внешность своему окружению.

— Внешность — производная от образа жизни? Или наоборот?

— Одежда — это не только защита тела от зноя или ветра, и это не просто способ самовыражения, как думают многие. Одежда человека — это особый знак миру, о том в каком состоянии находится твоя душа. Молоденьким девушкам хочется внимания, они стремятся к поиску счастья, любви и спутника жизни. Это так естественно, что молодежь хочет быть яркой. Ведь молодость — это бурление соков самой жизни в крови. Взрослая же женщина выражает своим обликом мягкость, деликатность и невероятную красоту, которой ее наделил Бог. Мужчина это благородство, сила и мужественность — все это отражается в облике мужчины.

— Что, по-вашему, из традиционной русской одежды может стать прообразом одежды будущего?

— Только те народы, которые соблюдают и чтят свои традиции, имеют будущее. Современные мужчины могут носить костюмы самого разного, наиболее подходящего каждому из них кроя, цветов и отделки, но выдержанные при этом в русском стиле. Дамам подойдут платья, юбки, блузки с элементами традиционной отделки.

— Как бы вы сформулировали свое дизайнерское кредо?

— Возродить традиции Российской империи в одежде. В последние десятилетия многие русские православные общины ведут кропотливую работу по воссозданию, развитию и распространению праздничной и будничной одежды в русском национальном стиле. Многое уже сделано, но еще больше, нам предстоит сделать в этом направлении, творчески осмысливая богатое наследие, оставленное предками.

— В наше время не все, к сожалению, представляют себе характерные детали традиционного русского костюма. Расскажите, пожалуйста, о самых важных его особенностях.

— Русский парадный костюм своей красотой и многослойностью, кроем и значимостью деталей не предполагает суетливости в движения, небрежности в словах, неаккуратности в поступках… По таким элементам костюма, как пояс, оплечье и другие кольцевые детали, можно было судить о положении и заслугах владельца. В женских головных уборах присутствовали височные украшения из нескольких нитей жемчуга, называемых на Руси ряснами. Кокошники на Руси изготавливали мастерицы-»кокошницы», в совершенстве владевшие искусством шитья жемчугом, бисером и золотой нитью. Можно заметить, что вплоть до уже упоминавшихся реформ Петра I, в обычаях и костюмах Руси прослеживалась связь с византийской традицией, и, сравнивая византийские фрески, мозаики, иконы с фресками и иконами святой Руси, можно легко увидеть общие элементы в одеждах. Это и оплечье, обильно украшенное камнями и жемчугом; венцы с височными жемчужными подвесками; поручи; выделенная за счет декора центральная передняя линия в костюме, так называемый тяж. Интересно отметить, что и обувь, которую в старину носили русские князья, пурпурные сапоги, была долгое время неотъемлемой частью парадного костюма византийских императоров.

— А как, по вашим наблюдениям, развивался русский костюм после того, как Петр I повелел носить европейские наряды? Были ли примеры возвращения к традиционной одежде?

— Одним из примеров творческого осмысления и развития русской национальной одежды является создание во время царствования императора Николая II в начале XX века одежды в русском стиле (не только театральных костюмов и вечерних платьев, но и военной формы) великими русскими художниками В.М. Васнецовым, Б.М. Кустдиевым, И.Я. Билибиным. Военная форма, в большом количестве пошитая по их эскизам еще до 1917 года, использовалась большевиками после революции для обмундирования Красной армии и ЧК. Воины одевались в шинели, напоминающие стрелецкие кафтаны, а головной убор «богатырка» имел форму шлема древнерусского воина. Он ошибочно именуется «буденовкой», хотя к буденовцам имеет лишь то отношение, что последние носили его, как и многие другие бойцы Красной армии…

— Есть ли среди знаменитых женщин российской истории та, которую вы могли бы назвать образцом стиля и хорошего вкуса?

— Святая Мученица Императрица Александра Федоровна Романова. Она не просто была красавицей, и обладала безупречным вкусом, Александра Федоровна — образец для подражания. Главными в жизни императрицы были любовь к Богу и ближнему, забота о своей семье и нуждающихся. Она много делала для России, своей семьи и своего августейшего супруга.

— Что вы считаете самым сложным в своей работе?

— А что в ней сложного? Только радость.

— Какие материалы вы используете для создания своих коллекций, только натуральные?

— Мы стараемся использовать только натуральные ткани. Но часто декоративные элементы и художественная задумка требуют использования различных материалов с содержанием вискозы, полиэстера. Также разные ткани диктуют разные ценовые категории, не все могут позволить себе вещи чисто из натуральных тканей.

— Что для вас важнее, красота одежды или ее практичность? Возможно, ли гармонично сочетать эти качества?

— Безусловно, да. Самое главное — это качество. Качество ткани, качество работы швеи и закройщика. А то, что выполнено на высоком уровне всегда красиво и практично.

Джон Кописки в ферязе

Джон Кописки в ферязе

— Ваши работы иногда похожи на иллюстрации к сказкам или историческим романам — а есть ли у вас любимый исторический герой?

— Первая сказка, которую я услышала и запомнила, это сказка о Иване-Царевиче и Сером волке. Сказка ожившая, в картине великого русского художника Виктора Васнецова. А праздничная одежда нашей марки действительно предназначена для людей, не боящихся демонстрировать любовь к традициям Руси. Эта одежда для тех, кто хочет посещать важные мероприятия, ходить в храм, венчаться, крестить детей в традиционном костюме. Но также есть одежда, которая подойдет для человека, вынужденного учитывать ритм нашего мира. Это качественная, красивая и современная одежда. Русский костюм со своей многовековой историей не умер, он продолжает жить и меняться.

— Откуда вы черпаете идеи для создания новых моделей — из специальной литературы по историческому костюму, из собственных впечатлений о том, каким должно быть платье?..

— Наша русская природа — это кладезь для вдохновения. Узоры ситца — это русское поле, орнаменты и рисунки для вышивки прячутся в морозных узорах на наших окнах. Птицы, звери, лес, горы, степи, реки, цветы — любовь к Родной Земле… все это есть в нашей одежде.

Русская свадьба

Русская свадьба

— Интересуетесь ли винтажной одеждой и аксессуарами — например, кружевными изделиями или вышивками? Быть может, у вас есть собственная коллекция подобных образцов?

— Да, у меня есть богатая коллекция старинного кружева и вышивок. В нашей семье из рода в род передаются произведения искусства старых русских мастеров и мастериц. Мой прадед носил фамилию Кононов, и имел ткацкие фабрики, наверное, любовь к тканям и кружевам у меня в крови.

— Есть в вашем собственном гардеробе какая-то особенно любимая вещь?

— У меня есть боярский костюм. Это самая драгоценная для меня вещь. И вовсе не из-за его стоимости, а из-за той любви, которая вкладывается в его создание. Почему я говорю «вкладывается», костюм постоянно дорабатывается, сначала это была только платье-основа, потом были созданы кокошник, поручи, оплечье, все это было расшито золотом и серебром, самоцветами и жемчугом. Мой костюм имеет свою историю, свою жизнь и память.

— Не так давно вы были награждены национальной премией в области Авторской Моды. Можно ли узнать об этом подробнее?

— Да, в 2012 году наша марка получила национальный приз в области Авторской Моды в номинации «Авторская коллекция в традиционном народном стиле».
Мы участвовали в разных номинациях, но наши боярские костюмы вызвали настоящий восторг и бурю оваций у публики и жюри. Я была тронута словами председателя жюри конкурса, который высоко оценил нашу работу и отметил важность сохранения русского стиля и передачу его новому поколению.

— Расскажите о вашей новой коллекции. Над чем вы сейчас работаете?

— Наша новая коллекция совмещает в себе современность, удобство и русские традиции и русский стиль. Мотивы русских орнаментов, вышивка, многоцветие тканей — все это есть в нашей коллекции. Мужские кафтаны и кители, рубашки и многое другое составят гардероб, как и для выходных праздничных событий, так и для работы. Мы не шьем рубашки с воротом «под галстук», потому что галстук не является частью русской традиции, у нас имеются красивые рубашки с воротом стойкой, защищающими шею. Женская одежда богата кружевными изделиями, легкими платьями, нежными блузами, гобеленовыми и расшитыми юбками, кашемировыми пальто, обрамленными кружевной тесьмой и мехами. Все это элегантно, удобно, современно — и вместе с тем мы сохранили в одежде мотивы русского стиля, постарались передать в каждом изделии нашу любовь к России.

Интервью Алекса Громова

«Возродить традиции Российской империи в одежде...».