Швейная игла. История
Археологические находки свидетельствуют о давнем происхождении иголки. Первые иглы делались из рыбьей кости. Наиболее ранние иглы из металла на территории Европы, датируемые III веком до н.э., были обнаружены в Баварии. Ушко иглы того времени, как и на протяжении многих веков спустя, представляло собой кольцо из загнутого тупого конца. Начиная с XII века в Европе для изготовления игл стали применять технологию волочения проволоки, что значительно увеличило их выработку. Улучшению качества игл способствовало изобретение во второй половине XIV века дамасской стали. Важнейшей вехой в истории этого инструмента стало создание в 1850 году Англии станка, позволяющего не только штамповать иглы, но и делать в них ушко. Масштабы механизированного изготовления игл сделали страну монополистом в производстве этого товара. Использование новой иглы, которая не деформировалась, не ломалась, не ржавела, была хорошо отполирована, способствовала совершенствованию швейного мастерства.
В XVII веке из Германии в русские земли были завезены стальные иглы ганзейскими купцами, а до этого использовались костяные, бронзовые, железные и серебряные. В России началось свое промышленное изготовление игл. Этому способствовал указ Петра I, который гласил о строительстве фабрик по изготовлению иголок. Фабрики были построены на Рязанщине, в селах Коленцы и Столбцы, купцами Сидором Томилиным и братьями Рюмиными. В Коленцах игольная фабрика состояла из четырех отделов: игольного, проволочного, булавочного и машинного. Из Англии доставляли до 1200 пудов стальной проволоки в год – для лучших игл, а для простых — с Истьинского завода. Петр I издал указ «О пошлинах с иностранных игол» для того, чтобы защитить отечественное производство. На Рязанских фабриках выпускалось свыше 32 миллионов игл и булавок в год – что обеспечивало потребности внутреннего рынка и экспортирование в другие страны.
Образ иглы является одним из наиболее мифологизированных в народной культуре. Символика иглы основана на присущих ей свойствах остроты, малой величины, способности проникновения сквозь предметы. Для мифопоэтического сознания важно было также, что металл, из которого делали иглы, имел подземную, то есть потустороннюю, природу – этим обусловливали магические функции иглы. Так, она считалась мощным оберегом, который использовали в опасных ситуациях: при рождении ребенка, на свадьбе, похоронах, во время болезни, в обрядах со скотиной. От сглаза или порчи, например, иголку втыкали в одеяние ребенка. В подол платья невесты и в области груди крестообразно острием вверх втыкали новые неиспользованные иголки, специально купленные к свадьбе. Иглы иногда клали в гроб умершей женщины, чтобы ей было чем шить на том свете. На Русском Севере иглу без ушка втыкали в хомут лошади, везущей покойника в церковь – чтобы не спотыкалась. Иглу нередко использовали в лечебной практике как предмет для наговора. Образ девицы, зашивающей рану с помощью иглы, является устойчивым в заговорах для остановки крови. В день первого выгона скота к хвосту или рогам коровы прикрепляли иглу, чтобы никто не смог нанести на нее порчу.
Вместе с тем игла могла быть опасной: она становилась орудием порчи, если на нее сделан наговор. По представлениям восточных славян, иглой умели оборачиваться колдуны. Эти особенности объясняют существовавший запрет поднимать найденную на дороге иголку. Время использования иглы для шитья в традиционной культуре было строго регламентировано. Запрет не только шить, но и смотреть на иглу распространялся, например, на праздник Благовещенья, связанный с началом нового этапа жизни – пробуждением природы. Нарушение запрета грозило испугом или укусом змеи в лесу. В этом поверье в основе соотнесения образов змеи и иглы лежат их общие признаки: блеск поверхности, острота кончика иглы и жала змеи, хтоническое происхождение. Последний признак иглы был значимым в святочном гадании: девушка бросала иголку в жернова и, вертя их, пыталась услышать предсказание в звуках, возникавших от соприкосновения иглы с металлическими деталями. В Сибири гадали другим способом: пытались вдеть нитку в самую тонкую иголку – удача с первой попытки сулила выход замуж.
В заметки использовались материалы Мадлевской Е. Л.