Русский народный костюм
Русский народный костюм: достояние национальной культуры
Русский крестьянин мог реализовать свои представления о красоте исключительно в предметном мире, формируя свое бытовое окружение в соответствии с художественными традициями. Создание предметов труда, домашней утвари, обустройство избы — все подчинялось определенным канонам, выражало потребность в достойном и красивом окружении. В том числе и внешний облик человека.
Мифологические корни национальной вышивки
Красота и разнообразие рисунков вышивки, различные техники рукоделья – все это не может не вызывать восхищения. Но вышитый рисунок – это нечто большее, чем украшение. Ритмично повторяющиеся фигуры традиционного орнамента представляют собой послание (или заклинание), древний язык которого утерян.
Дело в том, что орнамент располагали по краям одежды, как бы защищая тело от проникновения порчи, враждебного воздействия. Ведь даже рабочие инструменты (прялка, веретено, ткацкий станок) несли на себе защитные знаки. Особенно важными были солярные символы – условные изображения солнца: круг с вписанными в него радиусами или крестом. Четырехконечный, с равными концами крест также был знаком солнца. Крест с загнутыми в одном направлении концами, как бы изображающий вращение – свастика – очень древний солярный символ также встречается на старинных вышивках. Вышитые птицы – «петухи» и «павы», посланники солнца, несли пожелания тепла и света, благополучия. Ведь от щедрости солнца напрямую зависело само существование земледельца и его семьи. «Изображал» орнамент и крестьянское поле с изобильными всходами.
Материалы народного костюма, окраска
При изготовлении одежды использовался материал ручного ткачества: полосатые и клетчатые (пестрядь), или отбеленные холсты. Мастерицы ткали также и домашнее сукно из шерсти. Чем ближе располагалась деревня к городу, тем чаще использовались фабричные ткани: ситцы, отделочные ленты, тесьма с металлическими нитями, платки и шали фабричного производства. Ведь уже начиная с XVIII столетия в России появляются текстильные мануфактуры. Хотя их продукция поначалу находила применение исключительно в праздничных нарядах.
В ежедневном обиходе продолжали использовать ткани домашнего производства. Но домотканые материалы требовали различной окраски: молодые женщины могли носить яркие юбки и сарафаны, пожилым приличествовали синие и черные. В натуральных красителях не было недостатка: отвары коры, кореньев, цветов, листьев с добавками кислого кваса, квасцов и т.п. позволяли добиться богатой цветности. Листья дикой яблони в смеси с коноплей давали малиновый цвет. Желтые и зеленые оттенки получались при использовании березовых веток, конского щавеля, луковой шелухи. Окраской занимались собственноручно, или нанимали приходящих мастеров.
Позднее, во второй половине XIX века, в обиход входят химические красители; появляются мастерские, где делают набойки на холщовые полотна. При этом самым популярным оставался все же белый цвет: белые мужские и женские рубахи, передники, даже мужские штаны (порты). Понятно, что на белом фоне особенно нарядно смотрелась вышивка или отделка тесьмой и гарусом. Повседневная одежда могла быть также черной, коричневатой, синей, желтой. Праздничным считался красный, свадебные сарафаны шили из тканей красного цвета. Семантика слова «красный» в народных говорах была многозначна и широка. «Красна девица», «красная площадь» означали превосходную степень, ассоциировались с прекрасным.