Девичьи головные уборы
Коруна, венец, ряска, почелок — все перечисленные девичьи головные уборы относятся к категории праздничных. Их отличительная особенность — подкладка, выполненная из фольги. Друг от друга головные уборы отличались по конструкции: некоторые из них были гибкими, прорезными, другие — твердыми, без прорезей, сплошными. Изысканный декор был обязательным элементом праздничных головных уборов — они расшивались белым бисером, расшивались жемчугом.
Самым нарядным головным убором считалась коруна, которая имела вид венца, объемного обруча с красивым узором прорезного типа. Коруны имели широкое распространение, о чем свидетельствуют, в том числе, и их изображения на картинах известных русских художников. Конструкцией такого головного убора был предусмотрен околыш, украшенный бисером, золотым шитьем. В декоре корун использовался цветной, белоснежный бисер, часто головные уборы украшались стеклярусом. Замысловатые узоры выкладывались белью, поверх которой нашивался бисер или жемчуг. Коруны с бисером появились уже в XVIII веке. Несложно догадаться, что название головного убора было образовано от слова «корона».
Историки моды убеждены, что венцы и коруны, относящиеся к периоду конца XVII и начала XIX века, стали результатом уникального синтеза аристократических и народных головных уборов. Различные источники позволяют говорить о том, что это произошло еще в домонгольский период. Форма венца имеет древние корни. Известно, что старое название головного убора звучало как «венец теремчат» — венец с теремами, или «венец с городы», «венец с городками». Именно такой головной убор изображен на картине Д.Г. Левицкого «Портрет Агафьи (Агаши) Левицкой, дочери художника», написанной в 1785 году.
Увидеть коруну можно и на картине К.Е. Маковского «Русская красавица». Воспроизвести красоту русского девичьего головного убора удалось и Сурикову — на картине «Посещение царевной женского монастыря», написанной в 1912 году, можно в деталях разглядеть конструкцию и декор коруны.
Во всем своем разнообразии коруны раскрываются на картине Г.С. Седова «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» 1882 года.
Мастер изобразил сразу несколько головных уборов разных цветов, размеров и конструкций. Царевна-Лебедь с одноименной картины М.А.Врубеля тоже изображена в роскошной коруне.