Нить. Приметы и поверья славян.
У всех народов мира существует множество поверий и примет. В книге Е. Л. Мадлевской «Русские народные украшения» рассказывается о некоторых, связанных с нитью. Во время прядения нити русские девушки молились о своём будущем, особенно усердно работали над своим преданным.
В народной культуре нить, в силу архаичности происхождения, специфики изготовления и высокой ритуальной значимости, относилась к наиболее мифологизированным объектам. Процесс прядения явственно иллюстрирует переход волокна или шерсти как природных материалов в сферу «культурных», т.е. созданных человеком, продуктов. Традиционно нить являлась символом пути, в том числе и жизненного пути человека, его судьбы. В полной мере эта символика отражена в волшебной сказке, где герой отправляется в тридевятое царство за разворачивающимся волшебным клубком. Передвигаясь в пространстве, герой преодолевает препятствия, встречается с другими персонажами, совершает подвиги и в конце своего путешествия женится и/или воцаряется, т.е. воплощает свою судьбу.
Образ нити-судьбы
Образ нити-судьбы прослеживается и в вологодском посиделочном развлечении девушек, которое называлось «выпрядать семьи». Каждая из работниц выбирала какой-нибудь дом в деревне и выпрядала столько ниток, сколько членов семьи жило в этом доме, всякий раз называя имя каждого из них. На Тамбовщине в рамках родиной обрядности новорожденного перевивали длинной ниткой, чтобы и его жизнь была долгой. В Смоленской губернии нитку, впервые выпряденную 6-7-летней девочкой, сжигали, бросали в чашку с водой и заставляли прядильщицу съесть золу. По поверьям, это обеспечивало девочке в будущем умение и спорость в прядении и других женских ремеслах и, соответственно, хорошую женскую долю. В Вологодской губернии мать первую спряденную дочерью нитку сразу использовала как уток в ткущемся полотне, приговаривая: «Чтоб дочь не моталась по свету», — программирую тем самым правильную судьбу девочки.
Нить — магический атрибут
В зависимости от положения нити в пространстве она имела разную символическую нагрузку. На рубеже XIX-XX веков в свадебной обрядности ряда поволжских губерний нить, протянутая между домами жениха и невесты, являлась знаком соединения двух судеб. Значение соединения содержалось в самом конструкции с нитью: «телеграф», а в более позднее время – «телефон». Размотанная в прямую линию поперек дороги, нить выступала как символическая преграда, не только в пространстве, но и в судьбе. Так, колдуны, подстерегая свадебный поезд, прокладывали нить через дорогу, чтобы превратить поезжан в волков и разрушить свадьбу. Вот почему во время свадебной церемонии русские были особенно внимательны, т к свадьба привлекала не только добрые пожелания, но и завистливые взгляды и людей, которые делали «поменяться судьбой» или украсть счастье молодых.
Нитка любого размера, завязанная на узел кольцом, воспринималась как мощный символ – предмет, замыкающий «свое» пространство в круг и воздвигающий символическую преграду для всего «чуждого» и опасного. Так, Особо суеверные хозяйки пряли нить наопак (наоборот, в другую сторону) и обносили ею дом со всеми постройками, чтобы весь год в хозяйстве все было благополучно. Защитной или скорее лечебной функцией наделялись красного цвета, суровая, нитка, оставшиеся от заправки основы. Их применяли в лечебной практике: обвязывали больные части тела, останавливали кровь.
Нитки часто использовали для предотвращения сглаза или порчи: например, в Саратовской губернии невеста прятала в одежде моток суровых ниток от козней колдуна. Пупок новорожденного повсеместно перевязывали именно суровой нитью. В особых случаях употребляли нитки, спряденные из собачьей шерсти: их носили на руках, ногах, шее от испуга, вызванного собакой.
Наделение нити в мифопоэтическом сознании сложной пространственно-временной символикой обусловливается архаичными представлениями о прядении как одной из ремесленных моделей творения мира (наряду с тканьем, плетением, кузнечеством, взбиванием масла и т.п.). Согласно народным представлениям, во время Святок мир свивается. Поэтому и существовал в этот период запрет на прядение и другие занятия, основанные на операционных приемах кручения, плетения, гнутья: человек не имел права вторгаться со своими обыденными делами в процесс творения мира.
В заметки использовались материалы Мадлевской Е. Л.