Skip to main content

Надежда Ламанова: от царской элегантности до пролетарского шика

Надежда Ламанова — Великий русский модельер , «Царская портниха», «родоначальница русской модной школы», «первый советский модельер» — все эти эпитеты характеризуют деятельность самой выдающейся женщины русской моды, творчество которой варьируется от модерна до конструктивизма.

выставка "Гений в юбке"

выставка «Гений в юбке»

Родилась Надежда Петровна в семье потомственных нижегородских дворян, в год отмены крепостной системы, что очень символично. Хотя, Ламанова и имела дворянское происхождение, семья ее не была богатой, а потому, желая помочь своим младшим сестрам, юная Надежда переезжает в Москву. Там она поступает в школу госпожи Суворовой, а через некоторое время, в возрасте 24 лет, открывает собственное ателье, которое вскоре начинает пользоваться огромным успехом среди московских модниц. Поистине невероятная целеустремленность даже для молодых женщин современного мира.

Начиная с конца 19–го века, Ламанова начинает шить туалеты для придворных дам, получает «сертификат качества» – звание, присваиваемое только поставщикам императорского двора, а ее клиентками становятся представительницы царской фамилии. Творчество Надежды Петровны того времени отличалось многообразием фактур и богатой отделкой, использованием огромного количества фурнитуры: стекляруса, аппликаций и различных видов вышивки. Платья Ламановой отличались искусно созданным фасоном, который показывал достоинства заказчицы и скрадывал ее недостатки.

Начало нового века положило начало сотрудничеству Ламановой с театральным миром. Среди ее клиенток и раньше были такие дивы как Матильда Кшесинская и Мария Ермолова, но теперь она начала создавать и их сценическую одежду. Костюмы Ламановой использовались в большинстве МХАТовских постановок. В костюмах Надежды Петровны блистали Вера Холодная и Ольга Книппер-Чехова.

Большевистский кровавый переворот внес свои коррективы в творчество и жизнь Ламановой. Она дважды попадала в тюрьму, и только вмешательство Максима Горького спасло модельера от гибели: виной всему было дворянское происхождение и особый статус в дореволюционной России.

Отсутствие качественных тканей и фурнитуры вынуждало Ламанову создавать свои модели из скудного выбора материалов: солдатского сукна, холстины, бумазеи, что не помешало ей создать через время моделей народной одежды, сочетая в них крестьянские и современные мотивы, и получить за них Гран-при на Парижской выставке.

В последние годы Ламанова активно сотрудничала с МХАТом, театром им. Вахтангова, создавала костюмы для фильмов Александрова и Протазанова.

Умерла Надежда Ламанова 14 октября 1941 от страшного удара и предательства: театр, которому она служила долгое время, отправили в эвакуацию без нее. Пройдясь в последний раз по родным местам Москвы, Ламанова остановилась в скверике Большого театра, для прим которого она много лет создавала свои шедевры, где и скончалась от остановки сердца.

29 января 2017 года в культурном центре «Беляево» прошла увлекательная лекция, посвященная знаковому событию — императорскому костюмированному балу 1903 года, а также истории русского боярского костюма XXI века от Валентины Аверьяновой. Лекцию читали Мария Георгиевна Язычьян и Ксения Юрьевна Лебедева, члены Дамского клуба Валентины Аверьяновой.

Надежда Ламанова: от царской элегантности до пролетарского шика