Skip to main content
«КРЕСТЕЦКАЯ СТРОЧКА» - КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ.

«КРЕСТЕЦКАЯ СТРОЧКА» — КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ.

«КРЕСТЕЦКАЯ СТРОЧКА» — КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ.

Изделия фабрики «Крестецкая строчка» вот уже более 150 лет славятся виртуозной техникой ручной вышивки.

Информация о начале возрождения фабрики с 2015 года.

Фабрику «Крестецкая строчка», расположенную в 80 км от Великого Новгорода, Антон и Александра Георгиевы купили в 2015 году, когда на ней висели многомиллионные долги, а от некогда многочисленного коллектива осталось всего несколько мастериц. Работали они из чистого энтузиазма, получая зарплату своими же изделиями. За 2 года, новые собственники, полностью модернизировали производство, изменили ассортиментную линейку и радикально перестроили маркетинг.

В советские времена к  отцу Антона в Ленинград часто приезжали в гости бизнесмены из Швеции и Финляндии, которые хотели купить крестецкий текстиль для своих гостевых домов. От тех поездок на знаменитую фабрику у Антона Георгиева остались яркие впечатления. С развалом Советского Союза предприятие стало приходить в упадок.

Антон Георгиев вспомнил о «Крестецкой строчке» спустя почти четверть века, когда на глаза ему попалось объявление о продаже предприятия. Однако Антон рискнул: «Я сразу решил, что это шанс испытать себя и спасти промысел. Покупка фабрики с легендарной историей – это очень большая ответственность, которая повлияла на жизнь нашей семьи». Деньги Георгиев заработал на другом бизнесе в Новгородской области. Ему принадлежит компания «Медовый дом», которая занимается переработкой меда.

Согласно инвестиционному плану до 2023 года предполагалось вложить в возрождение промысла и глобальную реконструкцию фабрики около 300 млн. рублей. Две трети этой суммы уже пошли на ремонт и модернизацию фабрики. «Для меня «Крестецкая строчка» – это не обычный бизнес, как производство мебели или одежды. Народный промысел был до нас более 100 лет и будет после, как минимум, столько же. Это семейное дело», – поясняет предприниматель. А семейное дело надо делать качественно.

По словам Антона Георгиева, многие товары, которые позиционируются как народные художественные промыслы, выглядят как откровенный ширпотреб. Их «брендинг напоминает рынки 90-х», а в итоге, по ним люди судят обо всех традиционных ремеслах.

Качество изделий в первую очередь зависит от качества сырья. Льняные ткани российского производства грубоваты для тонкой работы. В итоге «Крестецкая строчка» использует для производства домашнего и столового текстиля лен из Белоруссии, а для одежды – еще и более тонкий, голландский, индийский, итальянский.

Первая коллекция женской одежды под названием «Русские сезоны» появилась в 2017 году. Александра Георгиева создавала ее, вдохновляясь архивными материалами, доставшимися от предыдущих владельцев фабрики, и мотивами русской природы.

«Также я пыталась передать теплоту от больших и крепких семей – таких, которые были на Руси полтора века назад», – говорит дизайнер. У самих Георгиевых, кстати, четверо детей – старший сын и три дочки.

Первые пробы коллаборации Александры с несколькими известными в мире дизайнерам привели к тому, что одежда «Крестецкой строчки» была высоко оценена модными критиками в Москве, Лондоне, Катаре и Париже.

Сегодня изделия «Крестецкой строчки» представлены среди товаров русской витрины на крупнейшем интернет-аукционе eBay, и еще в полутора десятках магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и Великом Новгороде. В конце мая 2019 года откроется первый в С. Петербурге монобрендовый магазин-салон. Учитывая необычность изделий и количество вложенного в них труда, цены можно назвать демократическими: скатерти стоят от 6 тыс. руб., блузки от 8 тыс. руб. платья от 12 тыс. рублей.

Историческая справка о промысле и фабрике.

Вторая половина девятнадцатого века в Новгородском уезде является временем возникновения в Новгородском уезде традиционного, для этой местности, строчевого промысла, когда предметы домашнего обихода, костюма, столовое и постельное белье украшались особенной, сквозной вышивкой. С 1860 года строчевая вышивка с необычным орнаментом оформлялась в промысел, ставший впоследствии одним из ярких символов народной культуры России.

Один из центров строчевой вышивки Новгородской области, Поселок Крестцы, где уже почти 90 лет существует фабрика «Крестецкая строчка», имеет весьма замечательную, даже несколько романтическую историю основания.

Говорят, ехала как-то Екатерина Великая, как водится из Петербурга в Москву. Проезжая мимо деревеньки, что стояла на месте нынешних Крестцов, царица подверглась нападению разбойников. Ход истории государства российского мог кардинально измениться, если бы не деревенские мужики, которые отбили Екатерину от наглецов. В знак благодарности, в деревне построила церковь, школу, больницу, тюрьму и назвала это место Крестцы. Название было дано то ли от слова «крест», то ли от слова «перекресток». Так называемый «строчевой» промысел появился в Крестцах более ста лет назад. В то время, на земле новгородской губернии крестьяне выращивали лен, ткали полотно, и чтобы выгоднее его продать, начали придумывать замысловатую вышивку. Появилась техника выдергивания нити по лоскутку и по основе, которая позволяет создавать полые клеточки, заполненные удивительными воздушными узорами. Состоятельные путешественники по Екатерининскому тракту охотно раскупали нарядные скатерти, покрывала, занавески с красивой прозрачной вышивкой. Занятие строчевым промыслом становилось для местных жителей порой единственным способом зарабатывания денег.

В Крестецком уезде было развито льноводство,  и состоятельные путешественники по дороге между двумя столичными городами охотно раскупали льняные скатерти, покрывала, занавески. Зачастую это было единственным способом зарабатывания денег для местных жителей. Стремясь придать своим изделиям своеобразную прелесть, чтобы выгоднее их продать, крестьянки и монашки из местных монастырей по счету подрезали и выдергивали нити ткани в определенных местах, получая сетку, которую перевивали и заполняли сплетениями. Сначала это были, так называемые, основочные мережки, которые так напоминают накатанную санями дорогу среди просторных заснеженных полей Новгородской земли. Со временем технологии усложнялись, рисунки становились разнообразнее. Появилась техника выдергивания нити по лоскутку и по основе, которая позволяла создавать полые клеточки, заполненные  орнаментами, похожими на  морозные узоры на стёклах, россыпи многолепестковых цветов или на  игольчатые звёзды.

До 1917 года строчевые  изделия выполнялись исключительно кустарным способом на домотканом холсте льняными нитками в ручных палях ломанной иглой, а  частные скупщики развозили их в разные регионы на продажу. После революции промыслом занималось Крестецкое кустарное кредитное товарищество.

В феврале 1929 года в посёлке Крестцы создаётся кооперативное товарищество «Художественная строчка», которое возглавил Архиреев П. И., сам прекрасно владевший мастерством строчки. Под его руководством в деревнях был начат сбор лучших работ старых мастеров, что стало бесценной основой для музея Крестецкой строчки организованного в 1930 году. Самое старое изделие в музее датировано 1861 годом – полотенце «Священное древо жизни».

В 1930 году был создан Крестецкий Промсоюз, объединивший 2500 кустарей. С этого времени были организованы коллективные мастерские, на специальных курсах готовили инструкторов для обучения вышивальному делу крестьян из близлежащих деревень и сел. Через год  была открыта экспериментальная мастерская, где лучшие специалисты промысла разрабатывали новые приемы, швы и сочетания различных техник.

В 1931 году продукцией артели заинтересовались иностранные фирмы.  Первым и основным покупателем была английская фирма «Спиро», затем французская фирма «Нерсес». Небольшие партии продукции закупали Бельгия, Голландия, Швеция. Ассортимент, поставляемый на экспорт-столовое и постельное белье.

К концу 30-х годов имелись три специализированных цеха: растаски (выдергивание нитей под вышивку) и производства строчевых изделий,   штопальный (для устранения дефектов) и швейно-прачечный. Но возросший спрос и регулярные поставки на экспорт требовали  перевода промысла на фабричную основу. В 1936 году в Крестцах на берегу реки Холовы строится первый производственный корпус – двухэтажное деревянное здание.

В начале 40-х годов в кооперативном товариществе «Художественная строчка» уже насчитывалось около 5000 человек.
С началом  Великой Отечественной войны фабрика на несколько месяцев прервала работу. Экспонаты музея — произведения дореволюционного и советского периодов были вывезены за пределы области, а 286 из них переданы на хранение в запасники Свердловской картинной галереи. Уже в январе 1942 года несколько артелей и экспериментальная мастерская возобновили работу. Послевоенные годы были посвящены поиску мастеров из других районов, решению проблем в материально-техническом обеспечении.  Развитие строчевышивальных промыслов, несколько приостановившееся в тяжелые военные годы,  вступает в новый период. Охваченные волной патриотизма, художники создают ряд тематических произведений, отмеченных мастерством выполнения.

В результате творческих поисков в крестецкой строчке образовалось несколько основных видов прозрачных вышивок, каждая со своим определенным орнаментом: тарлата, рассыпной гипюр, мыльный пузырь, «старинный гипюр», сновочные мотивы, «вологодское стекло», мережки разных рисунков.

В пятидесятых годах, чтобы удешевить строчевую продукцию и возвратить к ней интерес, начались разработки машинной вышивки, «ручников» переквалифицировали на машинную строчку. Для механизированного цеха выстраивается новый  двухэтажный корпус.

Но это не прервало традиций ручной вышивки. Цех ручной строчки и экспериментальная мастерская продолжают работать, развивая лучшие традиции новгородской гипюрной вышивки. В ажуре создаются сложные сюжетные композиции на фольклорные и современные темы.

В 1960 году Артель «Художественная строчка» была переименована в Фабрику «Крестецкая строчка».

В советский период  изделия фабрики ежегодно выставлялись на ВДНХ и других выставках, получали множество наград и дипломов. Идеи  образов черпали в обыденной жизни и в окружающей природе.  Все основные события, происходящие в стране, находили отклик в творчестве художниц Крестецкой строчки – будь то первые трудовые пятилетки, потрясший весь мир подвиг папанинцев, Великая победа во Второй Мировой войне, первый полет человека в космос или московская Олимпиада.

В 1994 году произошло акционирование  Государственного предприятия. 90-е годы стали для известного художественного промысла серьезным испытанием. За годы перестройки фабрика  потеряла много мастеров, спрос на продукцию упал. Руководство, не находя отклика внутри страны, искало выход на зарубежные рынки. Удалось завязать торговые отношения с английской фирмой «Volga Linen Company», шведской фирмой «IKEA» и фирмами из Норвегии и Америки, что позволило предприятию продлить свое существование.

С 2000 года поселок Крестцы Крестецкого района Новгородской области установлен как место традиционного бытования народных художественных промыслов по изготовлению строчевышитых изделий с традиционной Крестецкой вышивкой.

Первое десятилетие XXI  века фабрика находилась в критическом состоянии. Здание остро нуждалось в капитальном ремонте, производство держалось на нескольких энтузиастах, которые несмотря на отсутствие условий работы и соответствующей  оплаты труда сохраняли традиции векового промысла.

С 1882 года  строчевышитые  изделия ежегодно демонстрировались на знаменитой Выставке Достижений Народного Хозяйства в Москве и «Всемирных выставках Экспо».

За время своего существования Крестецкие узоры были представлены в 47 странах мира и удостоены многочисленных дипломов и наград.  Ажурные полотна создавались для таких известных людей, как Королева Англии Елизавета, Королева Нидерландов  Беатрикс, Король Испании Хуан Карлос, А. Меркель, Н. Хрущев, Л. Брежнев, Б. Ельцин, В. Путин.

Произведения мастеров и художников фабрики признаны достоянием России и входят в собрания Эрмитажа, Русского музея, Российского этнографического музея (С. Петербург), Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства (Москва), Новгородского государственного историко-художественного музея заповедника (В. Новгород) и частных коллекционеров.

В апреле 2015 года собственниками  фабрики стали предприниматель из С. Петербурга Антон Георгиев и его супруга, дизайнер Александра Георгиева.

Сегодня, после 20 лет   критического состояния производства, их силами  на предприятии «Крестецкая строчка»  реализуется масштабный проект по возрождению и популяризации традиционного промысла в России и за рубежом. «Крестецкая строчка» сегодня  — это производство со сложившимися традициями и современным подходом к созданию столового и постельного текстиля, детской и взрослой одежды, предметов домашнего декора.  На предприятии закончен  капитальный ремонт,   работает 60 человек, обновляется оборудование, восстановлена экспозиция музея, разрабатываются туристические маршруты.

«Возрождая это легендарное предприятие, престиж российского производителя, мы верим, что искусство нашей строчки будет жить и радовать людей своей красотой и самобытностью!» говорит Антон Георгиев.

Фабрика «Крестецкая строчка» сохраняет уникальное наследие народного промысла с надеждой внести в нашу современную жизнь новые элементы исконно русской красоты

Техника  исполнения вышивки

Крестецкая строчка  – это искусство, сочетающее традиции народной кружевной перевити с техникой игольной вышивки.

На  натуральной ткани полотняного переплетения вручную  с помощью маленьких ножниц  подрезают  и выдергивают часть нитей утка и основы, выполняя так называемую «заготовку под ажур».  Оставшиеся после дёржки   нити («тоньки»),  образуют  сетку, в которой прокладываются дополнительные диагональные нити – «сновки». Сетки могут быть разного размера и иметь различную форму: ромбы, квадраты, прямоугольники и треугольник. Ткань закрепляется в пяльцах и туго натягивается.

Запялка при выполнении крестецкой строчки является очень важным техническим моментом. Нити-тоньки должны быть натянуты чётко, без перекосов. При выполнении  заготовки под ажур мастер руководствуется  планом-эскизом художника.   Полученную паутинообразную основу вышивальщицы  заполняют орнаментом, переплетая и обвивая  тоньки и сновки рабочей нитью.

В  процессе творчества, в  крестецкой строчке образовалось несколько основных видов швов-узоров: тарлата,  россыпной и старинный гипюр,  сновочные мотивы, вологодские стекла, «мыльный пузырь»,  «паучок», мережки —  ажурные дорожки различной ширины  и разных рисунков. Стремясь разнообразить узор, крестецкие мастерицы нарушали равномерность течения элементов, вводя  формы одного вида строчки в структуру другого.

Именно геометрические формы и мотивы узоров, становятся «визитной карточкой»  разнообразных коллекций текстиля.

Кратко о вышивке:

  • Крестецкая строчка требует огромного технического совершенства, глубокого знания  законов искусства вышивки и терпения мастериц.
  • Различные узоры составляют строгие композиции ажурных геометрических форм – квадратов, звёзд, кружочков. Чёткость рисунку придаёт плотное  перевивание нитей в соответсвии с эскизом художника.
  • Сквозная вышивка выстроченная иглой не имеет изнаночной стороны.
  • Гипюрные узоры, вплетаемые в структуру ткани, делают их  произведениями искусства, которые можно передавать по наследству.

ЭКСКУРСИИ НА ПРОИЗВОДСТВО

После ввода в эксплуатацию новых помещений реконструированного здания в декабре 2017 года на фабрике организовано экскурсионное обслуживание для всех желающих. В  ходе  промышленной экскурсии по производству строчевых изделий  ведётся рассказ  рассказ об истории промысла и фабрики, демонстрируются  все этапы производства от подготовки ткани, до упаковки готового изделия.  Экскурсанты  могут  увидеть не только  процесс создания вышивки на  полотне, но и самостоятельно попробовать выполнить несколько узоров под руководством опытной мастерицы.  В фирменном магазине фабрики можно приобрести   одежду и столовый текстиль со скидкой 20%, которая действует только для гостей фабрики.

Исполнитель – Ирина Ашкинадзе

«КРЕСТЕЦКАЯ СТРОЧКА» - КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ.