История забытой ткани. Алтабас. Словарь терминов русского костюма.
«Скамьи были все покрыты, рытым бархатом, парчами, алтабасом изощрены». А. Н. Радищев. Вова. Конец 1790 году.
Алтабас — плотная шелковая ткань с орнаментом или фоном из волоченной серебряной или золотой нити, алтабас — разновидностью парчи. Название турецкого — altynbäz — затканная золотом ткань. Вот как описан алтабас в словаре И.И. Срезневского: «Алтабас — парча особенного рода, шелковая с золотом: — Вовы алтабас по серебряной земле травы золоты» (Словарь древне-русского языка, 1989). Как все привозные ткани, Алтабас ценился очень высоко и применялся для нужд царского двора, церкви, в т.ч. Литургического облачения высшего духовенства и т.д. За пределы царского двора такая ткань выходила лишь в качестве особо почетных подарков или жертвы в храм. Плотное, тяжелое полотно алтабас позволяло подчёркивать монументальность форм сшитых из него одежд. Их пышное великолепие создавалось колористическим и орнаментальным разнообразием декоративных композиций, основанных на сочетании золотого или серебряного фона и изысканного гармоничного разноцветные шелковинок, образующих цветы, травы, тончайшие растительные и геометрические узоры. С 1700-х гг. название «алтабас» вытесняется т к Указ Петра Великого о запрете ношения традиционного русского костюма, коснулись прежде всего тех слоёв общества, где алтабас был знаком особых привилегий. Вместе с тем ткани в парчовой технике, к счастью, не исчезли из придворного быта и церковного обихода, но здесь название ткани вытеснил французский аналог — парча. Действительно забытой тканью,для которой нужна настоящая золочённая и серебренная нить, алтабас стал в 20 веке, и упоминание о нем трудно найти даже в исторических романах.
Из старинной ткани алтабас Валентина Аверьянова заказала для своей дочери свадебные сапожки расшитые жемчугом и самоцветами. Валентина Николаевна Аверьянова выполнила несколько свадебных кокошников и венец из этой старинной ткани по индивидуальному заказу.