Фотографии коллекции Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея. Часть II
К началу 90-х годов собрание Шабельской насчитывало более двадцати тысяч единиц хранения. С ним можно было ознакомиться в «Музее старины», открытом ею в собственном московском особняке. Настоящий фурор произвела коллекция на выставках в Москве (1890) и Санкт-Петербурге(1892). Восторженный отзыв В.В Стасова отметил «превосходные работы», созданные женскими руками. Отдал он должное и заслугам собирательницы перед национальной культурой, подчеркнув подвижнический характер ее деятельности. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году драгоценнная коллекция старинного русского костюма была представлена в специально построенном павильоне «Теремок». Огромный успех сопровождал показы ее собрания в Амстердаме и Чикаго.
Итогом выставки в северной столице стал щедрый дар Русскому Императорскому историческому музею.
После смерти Н. Л.Шабельской забота о сохранности и пополнении коллекции переходит в руки ее дочерей: Варвары Петровны (в замужестве княгини Сидамон-Эристовой) и Наталье Петровны. В 1906 году, выполняя завещание матери, они передают Русскому музею более тысячи лучших, отборных вещей. Инициативу проявляет Николай II, он выкупает часть коллекции (более 2500 экспонатов) за 40 тыс. рублей и отдает ее на хранение в Этнографический отдел Русского музея.
Одна из оригинальных идей Натальи Леонидовны – создание фотоколлекции. В 1891 году она выпускает первый фотоальбом, запечатлевший жемчужины «Музея старины». Причем к фотоизображениям моделей одежды прилагались еще и выкройки. В дальнейшем фотографирование происходит под руководством дочерей Шабельских, которые привлекли к работе фотомоделей (можно предположить, что позировали мастерицы – вышивальщицы), и сами выступили в такой роли. В результате фотофиксация русских национальных нарядов с целью образования исторического фотоархива обернулась созданием галереи пленительных русских женских образов, ожививших и одухотворивших этнографические костюмы. Поэтому фотографическое наследие Шабельских является не только незаменимым и фундаментальным историческим источником. Оно осталась редкостным, уникальным памятником художественной фотографии. Сестры подготовили 12 томов фотоальбомов. Но осуществить их публикацию в условиях изменившейся политической ситуации, повлекшей экономический хаос, не смогли. Значительная часть материалов оказалась в конце концов в архиве Российского Этнографического музея. Некоторое количество фотографий было вывезено Варварой Петровной Сидамон-Эристовой, эмигрировавшей во Францию в 1925 году. Наталья Петровна, плодотворно работавшая уже в советских музеях и реставрационных мастерских, вскоре присоединилась к опасно заболевшей сестре.
Столь значительный объем уникальных фотографий впервые представлен в данном издании. Шестнадцать из них являются портретами сестер, сумевших сберечь для потомков нетленную красоту исторического русского костюма как части национального наследия.