Фотографии коллекции Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея. Часть I
Культурная жизнь России последней трети XIX века ознаменована всплеском интереса к русскому народному искусству. Национальная художественная традиция ярко проявляется практически во всех видах творческой деятельности. Понимание того, что материальную культуру исчезающего многовекового уклада необходимо сберечь в ее лучших образцах, породило такое явление, как коллекционирование предметов народного искусства и быта. Крупные русские меценаты не жалеют сил и средств для собирательства предметов русской старины: икон, изделий разнообразных художественных ремесел.
Наталья Леонидовна Шабельская и члены ее семьи вошли в историю русской культуры, прежде всего, как создатели уникальной, грандиозной коллекции народного костюма и его аксессуаров, разнообразных видов декоративного рукоделья: вышивки, шитья, ткачества, плетения кружев.
Прекрасно образованная, обладавшая высоким художественным вкусом, Наталья Леонидовна Шабельская (1841 – 1904), урожденная Кронеберг, выросла в семье, увлекавшейся искусством. Выйдя замуж за состоятельного землевладельца П.Н. Шабельского, она 10 лет проводит в поместье, расположенном в Харьковской губернии. Сама будучи замечательной рукодельницей, организует здесь мастерскую художественной вышивки, находит искусных вышивальщиц.
В конце 70-х годов семья путешествует по Волге и посещает легендарную Нижегородскую ярмарку, представлявшую изделия народных умельцев со всей России. Полученные впечатления послужили началом целенаправленной, планомерной и неустанной деятельности Шабельской по собиранию предметов национального костюма: крестьянского, купеческого, боярского, старообрядческого. Работа проводится с большим размахом: Шабельская и ее дочери, которых она заразила своим энтузиазмом, объезжают пол-России. Неоднократные экспедиции совершаются по русскому Северу, по южным и центральным губерниям. Поиски рукодельной красоты ведутся и за рубежом. Собирательницы исследуют хранилища монастырей, пополняя свою коллекцию образцами церковной старины. Вышитые золотом пелены (платы), «покровцы», церковные облачения, оклады икон составили фонд в четыре тысячи единиц. То, что не удается приобрести, воспроизводится по подлинникам в мастерских.
Шабельская проявляет себя как талантливый организатор и первопроходец. Приходится самостоятельно решать многочисленные методические проблемы, искать научный подход к вопросам хранения, отбора, описания, систематизации. В этом ей помогает поддержка таких видных деятелей как историк и архивист И.Е Забелин, художественный критик В.В.Стасов, основатель театрального музея А.А. Бахрушин. Труды Шабельской заложили начала научно обоснованного хранения и реставрации старинных раритетов.
Среди бесценных сокровищ, найденных Шабельскими, особым богатством и разнообразием отличаются женские головные уборы: кички, кокошники, сороки, девичьи повязки, платки и ленты. Они дополнялись украшениями тонкой работы: кольцами, серьгами, бусами, бисерными и жемчужными поднизями. Собирала Наталья Леонидовна и «сопутствующие» предметы: ларцы для хранения уборов и украшений, «укладки», комоды, туалетные зеркальца, прялки, столики для рукоделья. Очень часто они оказывались подлинными произведениями декоративного искусства из дорогих материалов. Отдельной частью коллекции стали старинные ткани: парчовые, бархатные, шелковые, набойки по хлопчатобумажным тканям.