День памяти Святого Мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни
2017.10.29
Неделя 21 по Пятидесятнице
Мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В настоящий воскресный день, дорогие братия и сестры, мы пришли в Божий храм для того, чтобы почтить подвиг веры во Христе Иисусе Господе нашем, святого мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господнем.
Прежде чем говорить о подвиге римского центуриона Гая Кассия Лонгина, родом из Каппадокии, из Иерусалимского гарнизона, находящегося под командованием префекта Иудеи Понтия Пилата, дорогие мои, я хочу пояснить, что воинское звание сотника, по латински, центурион, соответствует современному званию старшего сержанта и суть служения этого воинского чина, осталась неизменной, именно сотник, являлся главной скрепой дисциплины римского войска.
Историк и военачальник Полибий, так характеризует сотников римской армии: «Сотники должны быть надежными людьми, осуществляющими командование и постоянное руководство; они не должны рваться в битву, но в случае большой опасности, быть готовыми до конца удерживать свою позицию, и, если нужно, умереть на своем посту».
Служба римского легионера начиналась с 18 лет и продолжалась в течение 25 лет, после чего, ветеран выходил в отставку с условием, что его место в полку займёт сын.
Ветеран получал от 20 до 25 тысяч сестерциев выходного пособия, из расчета среднего годового жалования в 1000 сестерциев, что позволяло ему купить сельскую виллу, жить с известным комфортом и пользой для семьи.
Святой мученик сотник Лонгин — много повидавший и переживший воин, был человеком благородного духа и многоразличных дарований, благодаря достойному несению службы в полку, снискал уважение своих соратников и был лично известен Императору Тиберию.
Сотник Лонгин, как ветеран, устремлял свои помышления к будущей отставке, но вместо радости, огорчался, у него стало резко слабеть зрение, была угроза его совершенно потерять и стать слепым.
Центурион Гай Кассий Лонгин, находясь в римском гарнизоне Иерусалима, был под властью римского префекта Иудеи Понтия Пилата, по приказу которого, был поставлен со своими воинами, служить при страдании и распятии Господа нашего Иисуса Христа.
Он стал самовидцем экстраординарных событий, бывших от Креста Христова в Иерусалиме — солнечного затмения, землятресения, разрушения гробов усопших и воскрешения около 500 древних праведников.
Сотник Лонгин исповедал свою веру в Господа нашего Иисуса Христа, как Сына Божия, о чем свидетельствует евангелист Матфей: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф.27:54 ).
Предание древней церкви говорит, что сотник Лонгин и был тот воин, который копием пронзил ребра распятого Господа нашего Иисуса Христа: «Един от воин копием ребра Его прободе и абие изыде Кровь и вода».
От истекшей Животворящей Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, сотник Лонгин получил исцеление своих больных глаз.
Сотник Лонгин со своими воинами был поставлен Игемоном Понтием Пилатом охранять запечатанный от кустодии Гроб Господень, был свидетелем славного Христова Воскресения, о чем возвестил Понтию Пилату и архиереям.
Архиереи и старейшины иудейского сонмища, после совещания, дали воинам много денег, чтобы они утаили весть о Христовом Воскресении и посеяли в народе ложь, что ученики Христовы, пришедши ночью, якобы, украли Его Тело, когда они спали (Мф.28:11-13). Однако, сотник Лонгин, как человек высоких этических принципов, денег не взял и чуда Христова Воскресения утаивать не захотел, но стал усердно свидетельствовать о страдании, распятии и Воскресении Христа, за что иудейское сонмище приговорило сотника Лонгина к смерти.
Сердце сотника Лонгина, горело благодарной любовью ко Господу нашему Иисусу Христу, с двумя другими воинами, он принял святое Крещение от Апостолов, оставил воинское служение и удалился для Богоугодной жизни в имение своего отца близ Каппадокии, где стал проповедником веры в Господа нашего Иисуса Христа, распятого и воскресшего и Вечного Царства Небесного.
Иудейское сонмище в Иерусалиме, испытывая лютую ненависть к сотнику Лонгину — проповеднику Нового Завета всех людей с Господом Богомъ — Христианства, купило его смерть изрядным количеством золота, которое принесли к Понтию Пилату и просили его отправить в Рим доклад Кесарю Тиберию о якобы дезертирстве сотника Лонгина и двух его воинах, о том, что сотник Лонгин предатель — учит о другом Царе и другом Царстве.
Понтий Пилат нашёл в Императорской канцелярии Рима нужных чиновников, которые поспешили прислать ему Императорский рескрипт — сотника Лонгина и других двух воинов предать смерти, через усечение в главу мечом, а также направили в Каппадокию группу палачей, которые исполнили смертный приговор над сотником Лонгином и его двумя воинами.
Каратели принесли в Иерусалим голову Римского гражданина центуриона Лонгина, для свидетельства синедриону об исполнении смертного приговора, но глава Святого Мученика Сотника Лонгина, брошенная иудеями за городские ворота, духовно прозябла — стала источником дивных исцелений и явлений Великой силы Божественного Духа.
Ибо Богъ поругаем не бывает!
Господь наш Иисус Христос с высоты Своего Креста исцелил центуриона Гая Кассия Лонгина, дал ему совершенное зрение, телесное и душевное, а после смерти прославил Сотника Лонгина перед Святыми Ангелами на Небе и людьми на земле.
Некая вдова из Каппадокии, христианка, потеряла зрение, долго переходила от одного врача к другому, в надежде на исцеление, но от докторов помощи не получила. Поэтому она решила, вместе с единственным сыном, идти в Иерусалим – поклониться святым местам — местам жизни, страданий, смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа и искать там помощи Божией своим ослепшим глазам.
Но добравшись до Иерусалима, что было не простым предприятием, она пережила болезнь и смерть сына, что привело её в совершенное отчаяние, ибо она лишилась сына и проводника в незнакомой местности и в чужих людях.
Во время отчаянных переживаний и горьких слез, одинокой и слепой вдовы, ей явился святой мученик сотник Лонгин, поведал о своей жизни и смерти, о Небесной Славе Христова Царства и указал ей место пребывания своей главы, сообщив, что через её обретение она получит исцеление.
Имея веру словам святого мученика сотника Лонгина, вдова обрела его главу и получила возвращение зрения солнечного дня, а также прозрение в тайны Царства Небесного — знание об искупительной и исцеляющей силе Креста Христова, при котором был верным свидетелем святой мученик сотник Лонгин.
Сегодня, дорогие братья и сестры, через подвиг веры святого мученика сотника Лонгина, нам открывается тайна Креста Христова, как ключа к вратам Рая Небесного, его исцеляющая сила.
Но в великие часы страданий Господа нашего Иисуса Христа, Его шествия на Голгофу под тяжестью Креста, были и другие свидетели, как повествует древнее благочестивое предание, о молодом иерусалимском сапожнике Агасфере, который лицезрел Крестный Путь Спасителя, стоя у дверей своей мастерской.
Господь наш Иисус Христос, изнемогая под тяжестью Креста, остановился и на мгновение прислонился к стене дома Агасфера, но тотчас получил от Агасфера удар «сапожной лапой», тяжелым деревянным приспособлением для ремонта сандалий и башмаков и злой оклик: «Иди, иди, нечего отдыхать!»
Спаситель взглянул на Агасфера и произнёс: «Иди и ты, но путь твой будет вечный».
Несчастный, в своей злобе Агасфер, получил от Креста Христова особое качество жизни — смерть обходит его стороной, даже до сего дня, он стал безсмертным, через свою богоубийственную ненависть.
О нем писал итальянец Гвидо Бонатти, которого Данте в своей “Божественной комедии” поместил в аду, в 1223 году Бонатти встречал Агасфера при испанском дворе, по его словам, этот человек был проклят Христом и потому не мог умереть, он был мудр, помнит события более чем тысячелетней давности, описывал внешность Апостолов.
В 1242 году, Агасфер появляется во Франции, в 1505 году он объявляется в Богемии, через несколько лет его видят на Арабском Востоке, а в 1547 году Агасфер снова в Европе, в Гамбурге.
О встрече с Агасфером рассказывает в своих записках епископ Шлезвига Пауль фон Эйтзен (1522-1598), по его свидетельству, человек этот говорит на многих языках без малейшего акцента, ведет аскетический образ жизни, а деньги раздает бедным. В 1575 году его видели в Испании, в 1599 году в Вене, откуда он направлялся в Польшу и Москву.
В конце XVII века вечному страннику Агасферу англичане, объединёнными силами профессуры Оксфорда и Кембриджа, устроили экзамен по древнейшей истории и географии Земли, ответы были поразительны, как на европейских, так и на восточных языках.
Веками странствуя среди людей, Агасфер стяжал мудрость и благородство духа, сменил свою ненависть ко Господу нашему Иисусу Христу на жизнь Боголюбца и Христианина.
Главное, что мы должны сегодня вынести из Божиего храма, дорогие братья и сестры, заключается в следующем — в нашей повседневности действуют святые Божии человеки, которые невидимо для плотских очей, осуществляют своё служение Промыслу Божьему и свидетельствуют о силе Животворящего Креста Христова.
Так, в заключении, напомню вам о церковном служении Схиархимандрита Севастьяна ( Фомина, 1884 — 1966 ), келейник Оптинского Старца Нектария, узник Карлага, отец Севастьян имел чрезвычайно благоговейное отношение к Кресту Христову, по его молитвам и милости Божьей, люди с тяжёлыми заболеваниями получали исцеление от прикосновения к храмовой Голгофе, о чем я слышал от духовного сына преподобного Севастьяна Карагандинского Преосвященного Питирима Архиепископа Волоколамского.
В заключении, дорогие мои, памятуя о том, что приближается Двадцатилетие убиения брата Иосифа Муньоса, в иночестве монаха Амвросия, на днях будет ровно 20 лет как его убили в Афинах, в память об этом трагическом событии, дорогие мои, после Причастия, когда вы будете подходить ко Кресту, я всех вас помажу чудотворным миром от Иверской Мироточивой иконы Пресвятой Богородицы. Аминь.
Митрофорный протоиерей Алексий Аверьянов