Skip to main content

Чистый вторник. Великое повечерие. 2018.02.20

2018.02.20

Чистый Вторник

Великое повечерие

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, дорогие братия и сестры, мы с вами совершили чтение второй части Великого канона преподобного Андрея, архиепископа Критского.
Для того, чтобы понять сущность прочитанной части Великого канона, я напомню вам, дорогие мои, о том, что святитель Андрей, архиепископ Критский, почил о Бозе около 740 года. Эпоха его святительского служения, его богословия, совпала с тем, что очередная ересь пришла в императорский дворец.
Внешняя политическая жизнь Византии была чрезвычайно напряжена. Варвары воевали границы империи. Духовно-интеллектуальная жизнь Константинополя, в этой связи, очень усложнилась, ибо в среде учёных была подвергнута сомнению концепция христианской государственности.
Духовные люди стали бить в колокола тревоги, предупреждая, что, если не будет изменена государственная направленность духовной жизни, империя может потерпеть крушение. Но Византийская империя устояла ещё почти на 700 лет.
В этой атмосфере столичной духовно-интеллектуальной нестабильности, тревожной жизни народа, ожидающего очередного нашествия варваров, падения экономики, естественно, возбудила духовных людей возвысить свой голос и дать опору народной жизни.
Читая Великий канон Святого Андрея, архиепископа Критского — произведение изысканно поэтическое и высоко духовное, воспевающее Божественное Провидение, мы, простите, прежде всего, должны вспомнить об этимологии слова «канон».
Слово «канон», заимствованное у древних египтян, означало папирусную трость, которая служила эталоном длины, а позже и бечевку с металлическим грузом, по которой отмеряли вертикаль, ибо радиальные линии гравитационного поля Земли устремлены к её центру.
Строительство здания начинается от фундамента и завершается кровлей, по «канону» — по вертикали, что имеет очень важное значение при сейсмической активности поверхности Земли и частых землетрясениях в Константинополе и его окрестностях.
От понятия этого строительного инструментария, который хорошо знаком каждому деятельному человеку, Святой Андрей Критский возводит наш ум и дух от дел земли к строительству личности человека по вертикали Божественной жизни, отклонение от которой, при строительстве здания нашей личности, грозит крушением, как частной жизни семьи, так и целого народа и государства.
Множество народов исчезли со страниц истории мира, оставив после себя только свои смутные имена.
Оперируя историю ланцетом Божественного Промысла, Святой Андрей Критский, находит причину смерти древних цивилизаций — пренебрежение к личности человека от правящей касты жрецов и царского синклита.
Предупреждает о грядущей гибели христианской государственности в силу искажения Богооткровенной Истины о Воплощении, Искупительном служении и Воскресении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Богъ, Творец и Властитель Мира, дает благословение и Свою Милосердную помощь на строительство нетленной и бессмертной личности человека, по отношению к которой выстраивается всё достоинство и незыблемость нашей повседневности — Семья, Народ и Государство.
Но, в отличие от здания, которое строится с фундамента, человеческая личность строится, образно выражаясь, с кровли, ибо основой человеческой жизни является деятельность мозга и рождение Мысли.
Мысль, является фундаментом человеческой жизнь, ибо она рождает речь, а речь рождает деяние!
Но Мысль, которая обладает скоростью большей, чем скорость света, в силу искажения человеческой природы, не стабильна и имеет склонность к аннигиляции, как может быть фундаментом жизни человека?
Мысль человека, это не капля в море полифонии человеческого духа, но в процессе покаяния — решительного разрыва причиноследственных связей греха, мысль приобретает мегаустойчивую структуру и насыщается творческим светом.
Покаяние, по мысли Святого Андрея Критского, являясь печью огненной, дает новую сущность человека — Боголюбивую и созидательную, способную влиять не только на общественную жизнь страны, но и на геологические процессы Земли, что современное сознание категорически не способно усвоить.
Покаяние возвращает сознание человека с периферии, «из подполья», по выражению Ф. М. Достоевского, на путь света и сотворчества Господу Богу, преображает каждую человеческую душу в многогранный адамант веры, призванный к украшению Чертогов Горнего Иерусалима. Аминь.
Протопресвитер Алексий Аверьянов.
Чистый вторник. Великое повечерие. 2018.02.20