Skip to main content
Сергей Дягилев: человек, открывший Россию миру

Сергей Дягилев: человек, открывший Россию миру

Сергей Дягилев: человек, открывший Россию миру

В 2021 году исполняется ровно 110 лет с тех пор, как в Париже с триумфом открылись дягилевские «Русские сезоны». Сам Дягилев, коллекционер, юрист, музыкант, был, по сути, первым в истории продюсером России, который открыл миру великолепный русский балет.

Сергей Дягилев: человек, открывший Россию миру

Сергей Дягилев, будучи студентом, как-то раз нанес визит Льву Толстому – без приглашения, однако ему удалось познакомиться с писателем и даже установить с ним дружеские отношения, перешедшие в переписку. Сам Дягилев в своих записях утверждал, что необходимо «идти напролом, поражать и не бояться этого». По характеру он был, безусловно, русским, обладающим всеми соответствующими достоинствами и недостатками. Внешность Дягилева была по-настоящему «барской» — если бы он был артистом, то ему, без сомнения, удавались бы роли героев пьес Островского. Артистом Сергей Дягилев не стал: его предназначением стало не столько творчество, сколько помощь тем, кто занимается творчеством.

 

Начало пути

Детство Дягилева прошло в Петербурге, из которого его семья, по причине финансовых затруднений, перебралась в Пермь.

Сергей Дягилев: человек, открывший Россию миру

Родовой дом Сергея Дягилева в Перми

В конце XIX дом семьи Дягилев стал центром культурной жизни города. Сам Дягилев еще в детстве начал музицировать, подростком написал свой первый романс, а в 18 лет дал первый сольный концерт игры на фортепьяно. Образование Сергей Дягилев продолжил в Петербурге, куда переехал в 1890 году, поступив на факультет юриспруденции. Выбор в пользу профессии юриста был в некоторой степени вынужденным – в те году хорошую карьеру можно было сделать либо на государственной службе, либо на военной. Для государственной службы лучшим решением было именно юридическое образование. Однако интересы Дягилева были сосредоточены исключительно вокруг искусства. Еще до начала учебы в Петербурге он путешествовал по Европе, в частности, посетил оперу – впервые в жизни. Неизгладимое впечатление на Дягилева произвела европейская архитектура, в том числе, католические храмы, а также музеи.

Сергей Дягилев: человек, открывший Россию миру

Гимназист Сергей Дягилев, 1883 год

Переезд в Петербург стал для Дягилева своеобразной точкой отсчета – в столице началась его новая и интересная жизнь. Он познакомился с Нувелем, Бенуа, которые впоследствии станут его соратниками по культурному движению «Мир искусства». В Петербурге Дягилев вернулся к сочинению музыки и некоторое время был уверен в том, что его призвание – быть композитором. В своих записях тех лет он отмечает, что начал чувствовать в себе силу и осознавать, что он «не совсем-то обыкновенный человек».

Судьбоносным для Сергея Дягилева стало знакомство с Римским-Корсаковым. Специально для него Дягилев исполнил несколько произведений собственного сочинения – он надеялся, что композитор захочет стать его наставником. Увы, Римский-Корсаков сочинения молодого Дягилева не оценил и охарактеризовал их как абсурдные. Дягилев расстроился и в сердцах пообещал, что Римский-Корсаков еще не раз услышит о нем, однако отношения с композиторским ремеслом, так или иначе, он завершил.

 

Дягилев и балет

Разочаровавшись в сочинительстве музыки, Сергей Дягилев переключился на другой вид искусства – живопись. К нему он испытывал интерес, скорее, как ценитель, нежели как потенциальный автор. В 1895 году в письме своей мачехе Дягилев назвал себя «большим шарлатаном», «большим шармером» и «большим нахалом», и, в то же время, «бездарностью». Также в письме он высказал предположение, что его истинное предназначение – быть меценатом. Для того, чтобы стать меценатом, у Дягилева было явно недостаточно финансовых средств. В те годы он начал писать заметки об искусстве как критик, проводить небольшие выставки. В 1898 году Сергею Дягилеву исполнилось 26 лет, и именно тогда в Петербурге был выпущен первый номер «Мира искусства» — журнала, ставшего впоследствии легендарным. В течение нескольких лет Дягилев занимал пост редактора этого издания.

Карьера Дягилева в скором времени пошла вверх: по указу князя Волконского, директора Императорских театров, он становится чиновником по особым поручениям, а также получает пост редактора издания «Ежегодник Императорских театров». С этого начинается увлечение Дягилева балетом. Он был знаком с ведущими петербургскими артистами, в том числе, с Матильдой Ксешинской. В 1900 году Сергей Дягилев впервые получает предложение поставить балет. Его будущее имело все перспективы стать блестящим, однако в дело вмешивался непростой характер – по воспоминаниям князя Волконского, Сергей Павлович «имел талант восстанавливать всех против себя». Дягилеву не удалось достичь взаимопонимания с чиновниками, и, в итоге, он вынужден был оставить театральную дирекцию.

После достаточного близкого знакомства с балетом Сергей Дягилев испытывал к нему некоторое пренебрежение. О своем отношении к балету он писал, что смотреть его могут «как умные, так и глупые – все равного никакого содержания и смысла в нем нет». По иронии судьбы, именно с этим видом искусства он и свяжет свою жизнь – навсегда.

 

Русский триумф в Европе

Сергей Дягилев решил показать Россию и ее искусство всему миру. В его записях можно найти мысль о том, что если европейские страны нуждаются в искусстве России, то они нуждаются «в его молодости и непосредственности». В 1907 году при участии Дягилева проводятся концерты музыкантов из России за границей. Интересно, что в числе тех, кто принимал участие в выступлениях, был также и Римский-Корсаков. Годом позже Дягилев решил поставить на русскую оперу и тоже организовал гастроли за рубежом. Эти выступления получили известность как «сезоны». Затем Сергей Дягилев привез во Францию и русский балет – эти гастроли стали триумфальными.

Наблюдая ошеломительный успех русского балета в Париже, Сергей Дягилев решил остановить «сезоны». Он сосредоточился на новом проекте, получившем название «Русский балет Дягилева». Основной состав находился в Монако, на гастроли труппа выезжала преимущественно в европейские страны, один раз было организовано выступление в Америке. Сам Дягилев навсегда остался во Франции – свое возвращение в Россию он сначала отложил из-за начала Первой мировой войны, затем грянула революция. Именно Дягилев внес весомый вклад в популяризацию всего русского в европейских странах, и именно с его подачи в Европе появилась мода на все, что имело отношение к России.

Триумф «Русских сезонов» Дягилева в Париже определил рост интереса европейцев к русскому искусству. В период Первой мировой войны возникло серьезное увлечение русским стилем, модой, костюмом. Известно, что британская принцесса для своего бракосочетания выбрала кокошник, декорированный бриллиантами, и роскошное платье, в оформлении которого использовались фольклорные русские орнаменты и традиционные техники.

Парижские «Русские сезоны» определили формирование моды на тюрбаны, шаровары, лифчики, а также предметы интерьера – абажуры, подушки. Пик увлечения русским стилем пришелся на 10-е годы XX века. Роскошные кринолины, созданные для поставленного Фокиным балета «Карнавал» определили моду на особый силуэт – «кринолин военного времени».

С Сергеем Дягилевым сотрудничали европейские звезды – артисты балета, музыканты, художники. Участие в работе над спектаклем «Голубой экспресс» принимала Коко Шанель – сегодня можно утверждать, что она объединила моду с балетом.

Сергей Дягилев: человек, открывший Россию миру

На фото слева: сцена из балета «Миллионы Арлекино». На фото справа: сцена из балета «Голубой экспресс». На танцорах, стоящих слева, костюмы, созданные Коко Шанель

Представления Дягилева познакомили мир с русскими балеринами, перед красотой, грацией и талантом которых склонили голову многие ценители искусства. Настоящей звездой мировой величины стала Анна Павлова. Для своего времени она была трендсеттером – женщины перенимали ее манеру выбирать и носить одежду, в честь балерины выбирались название для парфюмерии, тканей, ресторанных блюд. Анна Павлова выступала в составе труппы Дягилева относительно недолго, и только в рамках самых первых спектаклей, однако своей популярностью балерина во многом обязана «Русским сезонам» и Сергею Дягилеву лично.

Сергей Дягилев: человек, открывший Россию миру

Анна Павлова

Сергей Дягилев: человек, открывший Россию миру

Анна Павлова и Вацлав Нижинский в сцене из балета «Павильон Армиды»

Сергей Дягилев: человек, открывший Россию миру

Анна Павлова и Михаил Мордкин

Наследие

Сергей Дягилев работал не только со звездами мировой величины – он давал дорогу в мир искусства и новичкам. Пример – Серж Лифарь, который, будучи молодым человеком, сомневался в своем таланте и даже планировал оставить мир и уйти в монастырь. Знакомство с Дягилевым стало для Лифаря судьбоносным: он поверил в свои способности и силы, после чего начал делать отличную карьеру – с ведущего артиста и до балетмейстера.

Сергей Дягилев: человек, открывший Россию миру

Вальтер Нувель, Сергей Дягилев и Серж Лифарь в Венеции

Серж Лифарь оставался близким другом Сергея Дягилева вплоть до ухода импрессарио из жизни. В 57 лет он Дягилев скончался в Венеции, предположительно от фурункулеза – абсцесса и последовавшего заражения крови. Деятеля искусства с мировым именем в последний путь провожали только самые близкие люди, прощание было скромным.

Сергей Дягилев: человек, открывший Россию миру

Танцор Николай Кремнев, художник Александр Бенуа, танцоры Сергей Григорьев и Тамара Карсавина, Сергей Дягилев, танцоры Вацлав Нижинский и Серж Лифарь на сцене Grand Opera в Париже

Александр Бенуа писал о Дягилеве так: «он открыл Россию русским, открыл Россию миру». Вклад Дягилева в популяризацию русского стиля и русского искусства неоценим. И его дело живет, традиции получили продолжение. Яркий пример – «Дом русской одежды Валентины Аверьяновой», работами которого восхищаются не только в России, но и за рубежом. Великолепные наряды в современном русском стиле, боярские костюмы нередко даже путают с костюмами «Русских сезонов» — их исполнение столь же безупречно, и его с уверенностью можно назвать столь же русским и традиционным.

Сергей Дягилев: человек, открывший Россию миру

Наряд от «Дома русской одежды Валентины Аверьяновой»

Сергей Дягилев: человек, открывший Россию миру

Наряд от «Дома русской одежды Валентины Аверьяновой»

Сергей Дягилев: человек, открывший Россию миру

Наряд от «Дома русской одежды Валентины Аверьяновой»

Сергей Дягилев: человек, открывший Россию миру

Наряд от «Дома русской одежды Валентины Аверьяновой»

Сергей Дягилев: человек, открывший Россию миру

Наряд от «Дома русской одежды Валентины Аверьяновой»

Сергей Дягилев: человек, открывший Россию миру

Наряд от «Дома русской одежды Валентины Аверьяновой»

Сергей Дягилев: человек, открывший Россию миру