Skip to main content

Русские дизайнеры: история и современность

 

Традиционный русский стиль невозможно не ассоциировать с теми, кто сделал особенно важный вклад в сохранение его уникальных традиций, рост его популярности. Многие дизайнеры не просто вдохновлялись колоритом, самобытностью модного направления, но посвятили ему свое творчество и всю жизнь. В основном это, конечно же, наши соотечественники — кто, как не русский человек, способен прочувствовать, понять красоту народного костюма, глубокую символичность его деталей.

Русская мода и ее поклонники: сегодня и завтра

венецианский фестиваль 2016 г,, Александр Васильев в костюме боярина

венецианский фестиваль 2016 г., Александр Васильев в костюме боярина

Когда речь заходит о русском стиле, чаще всего, вспоминаются не только современные русские дизайнеры, но и историки моды. Среди них — Александр Васильев, профессионал, специалист, разбирающийся во всех направлениях, и особенно выделяющий именно русский стиль. Популяризации народного костюма, его мотивов Александр Васильев способствует не только своими статьями, научными работами и интересными выступлениями, но и собственным примером. На различных светских мероприятиях историк моды появляется в национальных костюмах. Особенно запоминающимся был образ русского боярина, который Васильеву удалось воспроизвести в подробностях.

модельер В.Зайцев

модельер В.Зайцев

Выдающийся отечественный модельер Вячеслав Зайцев — один из наиболее известных современных

дизайнеров, не устающих черпать вдохновение в русском стиле и его традициях. Именно он внес весомый вклад в популяризацию русского стиля на Западе, причем, еще в советское время. Тогда весь мир был очарован красотой национального костюма, элементы которого Зайцев использовал в своих знаменитых «русских» коллекциях. Достаточно вспомнить знаменитые телогрейки с узорами, ставшие своеобразным символом одежды a la russe. Стиля a la russe кутюрье придерживается до сих пор, работая исключительно в нем. В целом, называть его стиль русским — это ошибка: скорее, он является псевдорусским. Что касается одежды в настоящем русском стиле, то ее производством занимаются уже другие отечественные модельеры. ЗАГОВОР ПРОТИВ РУССКОЙ ОДЕЖДЫ.– ЗАЙЦЕВ В.М.

Валентин Серов. Незаконченный портрет Н.П.Ламановой. 1911

Валентин Серов. Незаконченный портрет Н.П.Ламановой. 1911

«Золотой» XIX век русской моды

Бал 1903 года.Государыня Александра Федоровна Романова в костюме, в создании исторических костюмов принимали участие самые знаменитые мастера того времени - С. С. Соломко, Н. П. Ламанова, А. Бризак.

Бал 1903 года.Государыня Александра Федоровна Романова в костюме, в создании исторических костюмов принимали участие самые знаменитые мастера того времени — С. С. Соломко, Н. П. Ламанова, А. Бризак.

Невозможно обойти вниманием модельеров XIX века. В тот период мода в России переживала период настоящего расцвета, который историки связывают с началом царствования Николая II. Список поставщиков Высочайшего двора активно пополнялся, и примечательно, что иностранцы были в явном меньшинстве. Император и императрица отдавали предпочтение русским портным. Среди них особого внимания заслуживает Надежда Петровна Ламанова. Официально Ламанова стала поставщиком царского двора в конце XIX века, а с 1904 года она начала создавать роскошные наряды для Государыни, Святой мученицы Александры Федоровны Романовой. Государыня и ее дети носили одежду и «от Бризака» — петербургского модного дома, основанного французами, который незадолго до революции стал официальным поставщиком императорского двора.

В поисках утраченного

художник Н.Бодаревский портрет Александры Федоровны

художник Н.Бодаревский портрет Александры Федоровны

Революция внесла свой роковой вклад в уничтожение не только русской моды, но и традиций народа, его богатства. И именно это позволяет говорить о революции как о начале геноцида русского народа.
В «революционном пламени» пострадала и легкая промышленность России — великолепно развитая, сильная и конкурентоспособная. Известно, что до октября 1917 года Россия оставалась ведущим поставщиком текстиля в страны Азии. А московская Трехгорная мануфактура, ее продукция имела мировую известность.
Редкие ткани до революции поставлялись в Россию — практически все производилось на мощностях, которыми располагало государство. И то, что наши деды производили лучшие ткани в мире — не красивая легенда, но исторический факт.

Современные российские модельеры прекрасно знают о том, что тканей отечественного производства на рынке просто нет. Исключение — лен, но его производство нельзя назвать промышленным. И этот дефицит тоже является следствием забвения, в которое русская мода и легкая промышленность канули после революции.

Русская мода сегодня

Валентина Аверьянова на балу Русской школы Марии Аверьяновой

Валентина Аверьянова на балу Русской школы Марии Аверьяновой

Сегодня очевидно: уникальный русский стиль, традиции могут быть возрождены. Все больше людей осознает необходимость следования им, и все больше профессионалов своего дела, талантливых модельеров, посвящают свое творчество русскому стилю, делая многое для его возрождения.

Среди ключевых фигур в современной русской моде — Валентина Николаевна Аверьянова, основатель и бессменный руководитель «Дома русской одежды Валентины Аверьяновой».

Сама Валентина Николаевна убеждена: ее профессиональный путь не является случайностью. Она отмечает, в ее роду производством тканей, одежды занимались веками.
Предками Валентины Аверьяновой по отцовской линии были знаменитые российские купцы и фабриканты Кононовы. Один из Кононовых был удостоен чести оказаться при дворе императрицы, и преподнес ей подарок — шелковый платок его собственной работы.
Валентина Николаевна Аверьянова вспоминает рассказы своей мамы, Лидии Дмитриевны: в них она упоминала, что в конце XIX на ткацкой фабрике, принадлежавшей ее прапрадеду, трудился сам Савва Морозов-старший. И именно прапрадед Валентины Аверьяновой дал будущему знаменитому фабриканту деньги, необходимые для начала собственного ткацкого дела, которое и принесло Морозову известность, сформировало его репутацию. Увы, репутация династии русских фабрикантов была запятнана Саввой Морозовым-младшим, который оказывал помощь революционерам.

диадема кокошник

диадема кокошник

Рассказывая об источниках своего вдохновения, творческих ориентирах, Валентина Николаевна

кокошник

кокошник от Валентины Аверьяновой

Аверьянова всегда упоминает Надежду Ламанову, отмечая схожесть с великим русским модельером и по духу, и по стилю. Неизменный восторг у Валентины Аверьяновой — и как у профессионала, и как у ценителя прекрасного — вызывают наряды, которые Ламанова создавала для государыни Александры Федоровны. Настоящему знатоку истории русского костюма, Валентине Аверьяновой сложно было не заметить, что великолепные диадемы императрицы имеют форму кокошника.

 

Валентина Аверьянова убеждена: возрождение легендарного русского стиля не ограничивается задачами по восстановлению традиций. Важно восстановить производство тканей, фурнитуры.
Многое определяет самосознание современных дизайнеров. Некоторые из них, будучи русскими людьми, работая с русской одеждой, увы, по-прежнему называют свои коллекции словами, заимствованных из чужих языков. Более того, в оформлении моделей нередко используется даже государственная символика иностранных государств. Если речь идет о русском моде как о широком понятии, то такая практика совершенно недопустима.

современный русский костюм

современный русский костюм

обложка журнала "Славяночка"

обложка журнала «Славяночка» костюм от Валентины Аверьяновой

Тенденции последнего времени, по словам Валентины Аверьяновой, внушают оптимизм. Государство постепенно осознает важность возрождения легкой промышленности. Оказывает поддержка фабрикантам, ведется популяризация, распространение народных промыслов. Свой посильный вклад в это благое дело вносит и Валентина Николаевна вместе с другими талантливыми модельерами, влюбленными в русский костюм.
Валентину Аверьянову молодые дизайнеры воспринимают как ориентир, и отдают ей должное, ведь именно она вывела русский костюм на подиум в XXI веке.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован.

Русские дизайнеры: история и современность